Захар Мухин (zahmuh) wrote in mir_belarusi,
Захар Мухин
zahmuh
mir_belarusi

Category:

Пол месяца назад. Ветковский район Гомельской области, РБ. "Похороны Стрелы"

Что больше всего поражает в современном белорусском селе, помимо ровного асфальта, пешеходных дорожек, библиотек, инфраструктуры и т.п, так это обилие живности. Гуси гогочут, петухи орут, на каждом шагу лошади, коровы ревут. Сразу чувствуется: деревня жива.







Мария Лаврентьевна (Лавриновна, как тут говорят), хранительница традиций, произносит заздравный тост.
Хозяйка предваряет трапезу молитвой "Отче наш...", и заканивает ее таким словами: "...но сбави нас от лукаваго, пашел он вон!"



Местные жители весьма благочестивы. Красный угол в доме Марии Лаврентьевны.



Прогулка по селу. Вдовий ключ. По преданию, сделали его вдовцы, а чистят – вдовы.



Московские фольклористы набираются сил. Завтра трудный день.



Повстречался кот, явно с примесью камышового.



Традиционный костюм до сих пор бытует, хотя и фрагментарно.



«Аист на крыше, мир на земле»…



И вот, прошла ночь, и наступил праздник. Вознесенье Господне, «Ушестье» по-здешнему.



Крестный ход и молебен о ниспослании дождя и даровании урожая.





Полуторочасовая передышка, и, отобедав, бабушки выходят на «Стрелу».







«Стрела» начинается одновременно на разных концах села. Я был распределен в группу, отслеживающую «Стрелу» от дома Марии Лаврентьевны. Моя задача – фиксировать, но главное – не мешать. Обряд исключительно женский (как и почти любой обряд в славянской традиционной культуре), мое место - на обочине.

Звучат стрельные песни. Наша группа выходит на главную площадь Столбуна, где нас уже ждут. Образуется общий хоровод.





Идет обряд, но и жизнь течет параллельно – мужики бухают, телеги едут по своим делам.





А на подходе еще одна группа – они идут с западного края селя, возглавляемые другой Лаврентьевной, Аксиньей, родной сестрой Марии.





Хоровод ширится. Песни не умолкают. «Ты ня бей стряла, добра молодца..» Одна из функций обряда – охранная.
Столбун стоит на открытом месте, до леса далеко. Так что «молоньи», молнии в пору майских гроз – реальная опасность.









Наши педагоги рассказывают о совсем недавнем времени, когда "хоронить Стрелу" выходило до 700 человек… Хороводы были аж один в другом, другой в третьем…
Но время идет, носители традиции уходят. И все равно, то, что мы сейчас, в 21 веке своими глазами наблюдаем этот древний, тысячелетний обряд – само по себе чудо.

А меж тем хоровод рассыпается, и Стрела идет на поля.













Накрапывает дождь. Село удивленно притихло, и только стрельные песни разносятся далеко окрест. Вот и околица.
А за ней - мечта агрария - ухоженная земля. Обработан каждый клочок. Отрадная картина после наших бурьянов.









И на кромке посеянного жита поется еще один цикл стрельных песен.







Кульминация. В землю кладутся... Что кладется, не скажу, должна же в обряде остаться какая-то тайна?





Московская фольклористка пребывает в состоянии «культурного шока».



Бабушки, пережив пиковое событие года, отдыхают. Уезжая, мы строго наказываем им не умирать.
Дожидаться нас, чтобы через год мы снова хоронили Стрелу.



А к вечеру, как это и бывает всегда после обряда, собрались тучи и полил дождь.

20.71 КБ




П.С: на втором фото - не я! Это Вася Евхимович.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment